Росту экономики в Европе в 2021 году будет способствовать реализация отложенного спроса, накопленного из-за пандемии

18 августа 2021

Быстрый рост ВВП Европы во втором квартале этого года свидетельствует о том, что есть значительные возможности для восстановления в секторах, которые в наибольшей степени страдают от ограничений, вводимых из-за пандемии Covid-19. Эксперты Euler Hermes ожидают, что неудовлетворенный спрос даст импульс развитию этих секторов в 2021 году, особенно в Испании, Франции и Бельгии. Одним из основных драйверов для роста спроса и потребления будет восстановление уверенности потребителей до уровня, превышающего докризисные показатели, особенно с учетом наличия значительных сбережений у домашних хозяйств. Несколько моделей показывают, что уверенность потребителей может быть хорошим опережающим индикатором потребления в США и Еврозоне. Ранее эксперты Euler Hermes установили, что восстановление уверенности потребителей до уровней, существовавших до пандемии Covid-19, могло бы объяснить до одной трети прироста потребления во Франции в 2021 году. Расширенный количественный анализ, проведенный в Euler Hermes, также подтверждает взаимосвязь между уверенностью домохозяйств и ростом потребления в Бельгии, Германии, Испании и Италии.

После масштабного открытия экономики во втором квартале 2021 года уверенность потребителей значительной превысила докризисный уровень в Бельгии (+21%), а также в Италии (+8%) и Германии (+4%). В Испании и во Франции этот показатель пока только сумел достичь докризисного уровня, что свидетельствует о более умеренном росте потребления (см. Рис. 1). При этом если сравнивать с исторически максимальными значениями, то нынешние уровни уверенности потребителей на самом деле намного ниже их исторических пиков (на 25% и на 20%, соответственно), что указывает на большой потенциал для дальнейшего роста этих показателей (см. Рис. 1 и Рис. 2).

В таких условиях гостиничный сектор и сектор общественного питания (на чью долю в сумме приходится 2,7% европейского ВВП) демонстрируют высокий потенциал, позволяющий им наверстать отставание в течение лета 2021 года. В Европе сейчас нет того количества иностранных туристов, как было до пандемии, и загрузка гостиничного сектора в первом полугодии 2021 года на 25-30% ниже, чем в 2019 году. Тем не менее, во втором полугодии 2021 года в гостиничном секторе (1,8% расходов европейских домохозяйств на конечное потребление) наблюдается значительный подъем по мере постепенного снятия ограничений. Действительно, на летний сезон приходится 30-50% годового оборота гостиниц в таких странах как Франция, Италия и Испания. Аналогичным образом уже во втором полугодии 2021 года началось значительное восстановление активности ресторанов, кафе и баров, что обусловлено активным интересом потребителей к услугам общественного питания, которых они давно были лишены. Кроме того, здесь играли свою роль (хотя и в меньшей степени) крупные спортивные мероприятий (чемпионат Европы по футболу, Олимпиада в Токио).

Рис. 1.  Показатели уверенности потребителей. Источники: Евростат, Euler Hermes, Allianz Research
Рис. 2.  Сравнение показателей уверенности потребителей с докризисными уровнями и историческими пиками. Евростат, Euler Hermes, Allianz Research
Однако при этом необходимо учитывать ограниченное предложение. Для наиболее уязвимых секторов (например, оптовой и розничной торговли, транспорта, гостиничного и ресторанного секторов, деятельности по организации досуга) продление ограничительных мер продолжало поддерживать по состоянию на первый квартал 2021 года высокий разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства (production gap). Самый большой подобный разрыв наблюдается в Испании (7,8% к ВВП) – из-за того, что в ее экономике значительная доля приходится на те сектора, которые страдают от ограничительных мер. До вспышки пандемии эти сектора росли там устойчивыми темпами. Результаты исследования Euler Hermes показывают, что в некоторых других странах разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства меньше: в Германии это 2,6% к ВВП, в Бельгии – 2,8%, в Нидерландах – 2,8%. Это объясняется тем, что в этих странах из-за пандемии вводились менее строгие ограничительные меры. Кроме того, там меньше доля уязвимых секторов в экономике (см. Рис. 3).
Рис. 3.  Разрыв между фактическим и потенциальным объемом производства в секторах, уязвимых к воздействию ограничений, вводимых из-за пандемии Covid-19* (1 кв. 2020 г. – 1 кв. 2021 г.), млрд. евро – % к ВВП. Источники:
Euler Hermes, Allianz Research, Евростат.
 
Примечание: * оптовая и розничная торговля, транспорт, гостиничный сектор, общественное питание, деятельность по организации досуга

Ограничения со стороны спроса и предложения, а также санитарно-эпидемиологические ограничительные меры будут определять степень разрыва между фактическим и потенциальным объемом производства, который может быть преобразован в фактическое потребление в уязвимых секторах. В секторах с незначительными производственными мощностями (например, рестораны и гостиницы) ограниченное предложение, вероятно, будет оказывать сдерживающее воздействие на отложенный спрос, который может быть преобразован в потребление. С точки зрения спроса, сдерживать наверстывание отставания могут такие факторы как ограниченные доходы (хотя сейчас этот фактор и менее актуален) и невозможность полностью восполнить все пропущенное потребление (количество приемов пищи в неделю или продолжительность отпуска).

Чтобы рассчитать общий отложенный спрос в уязвимых секторах (оптовая и розничная торговля, транспорт, гостиничный сектор и общественное питание), эксперты Euler Hermes добавляли разрыв между фактическим и потенциальным производством в этих секторах к ожидаемому росту активности (используя для этого средние темпы роста) по состоянию на конец 2022 года. Что касается предложения, то специалисты Euler Hermes рассчитали объем ограничений местного производства, складывая максимальную добавленную стоимость и максимальный прирост за четыре последовательных квартала в уязвимых секторах. Было установлено, что в Испании только 73% отложенного спроса может быть удовлетворено на местном уровне. Для сравнения, в Италии этот показатель составляет 87%. В Нидерландах, Испании и Франции местные производственные мощности, имеющиеся в уязвимых секторах, кажутся недостаточными для того, чтобы в 2021-2022 годах полностью удовлетворить отложенный спрос (см. Рис. 4).

Остаточные сбережения домохозяйств по состоянию на первый квартал 2021 года могут полностью покрыть отложенный спрос в уязвимых секторах, если домохозяйства будут направлять эти средства только на потребление, а не на жилье или финансовые инвестиции. Исключением является Испания, где сбережения домохозяйств могли бы покрыть только 65% отложенного спроса, что объясняется более слабыми мерами государственной поддержки, направленными в конце 2020 года на защиту покупательной способности и сбережений населения.

 

Рис. 4.  Оценки доли отложенного спроса, которую можно удовлетворить в уязвимых секторах (оптовая и розничная торговля, транспорт, гостиничный сектор, общественное питание) Источники: Евростат, Euler Hermes, Allianz Research

В секторах с высоким спросом и ограниченными местными производственными мощностями отложенный спрос также может вызвать перегрев, что приведет к значительному ценовому давлению. В этом случае корректировка спроса будет происходить за счет повышения цен, которое, как cчитают эксперты Euler Hermes, скорее всего, будет расти в Нидерландах, Испании и Германии из-за ограниченных возможностей отечественного производства.

 

Когда отечественное производство не может удовлетворить дополнительный спрос, увеличению потребления может способствовать импорт, хотя его потенциал для этого ограничен в некоторых уязвимых секторах. Так, в сфере транспорта и услуг импорт будет небольшим из-за ограниченного предложения по международным перевозкам (ограниченной пропускной способности) и сохраняющихся ограничений на поездки из-за нынешней нестабильной санитарно-эпидемиологической ситуации. С другой стороны, в секторах оптовой и розничной торговли, как правило, имеется большой потенциал для импорта.

Распространение штамма «дельта» коронавируса Covid-19 представляет собой умеренный риск в плане снижения потребления в странах, находящихся в уязвимом положении, особенно в Нидерландах, Испании и Франции. Несмотря на недавнее ускорение процесса вакцинации, охват населения вакцинацией (имеется в виду доля населения, привитая хотя бы одной дозой вакцины) все еще ниже порогового значения в 80%: в Нидерландах этот показатель составляет 69%, в Испании – 65% и во Франции – 58%). Достижение порогового уровня 80% положило бы конец как росту числа вариантов Covid-19, так и политике, при которой чередуется ужесточение и смягчение санитарно-эпидемиологических ограничений. Последние данные составляемого Euler Hermes Индекса устойчивости к Covid-19 (на 22 июля 2021 года) показывают, что Нидерланды, Испания и Франция – с учетом их уязвимого положения – могут столкнуться с возможным ужесточением ограничений.

Однако распространение штамма «дельта» коронавируса не обязательно приведет к ужесточению мер. В целом, эксперты Euler Hermes ожидают, что распространение этого штамма окажет лишь умеренное отрицательное воздействие на потребление к концу 2021 года. Опыт Великобритании пока демонстрирует умеренное влияние нового штамма на мобильность и поведение потребителей. Несмотря на всплеск количества новых случаев, избыточная смертность (p-баллы, все возрастные группы) оставалась в Великобритании на низком уровне, равном показателям июня 2020 года, когда вирус распространялся намного медленнее (см. Рис. 5). Еще более важен тот факт, что текущий разрыв в корреляции между количеством случаев заражения Covid-19 и показателями госпитализации является хорошей новостью, которая может предотвратить значительное ужесточение ограничительных мер в уязвимых секторах (см. Рис. 6). Например, во Франции благодаря увеличению доли вакцинированного населения введение строгих мер теперь, по-видимому, коррелирует с количеством пациентов в реанимационных отделениях, а не с количеством новых случаев заражения (см. Рис. 7). Более того, со временем стоимость мер по сдерживанию пандемии значительно снизилась благодаря более высокой адаптации к новой обстановке и более высокой цифровизации.

Рис. 5.  Индексы репродукции Covid-19. Источники:
ВОЗ, различные источники, Euler Hermes, Allianz Research
Рис. 6.  Количество пациентов реанимационных отделений больниц на миллион человек. Источники:
ВОЗ, различные источники, Euler Hermes, Allianz Research
Рис. 7.  Индекс строгости карантинных мер во Франции. Источники:
ВОЗ, различные источники, Euler Hermes, Allianz Research
В целом, больше всего выиграют в этом году благодаря реализации отложенного спроса Испания (1,6% ВВП), Бельгия (1,3%) и Франция (1,2%) – при условии, что санитарно-эпидемиологическая ситуация останется стабильной и будут реализовываться только «мягкие ограничительные меры». Принимая во внимание все рассмотренные выше факторы (спрос, предложение, уверенность потребителей и санитарно-эпидемиологическая ситуация), эксперты Euler Hermes суммировали на Рисунке 9 потенциал отложенного потребления в 2021 году для уязвимых секторов. Соответственно, Бельгия и Германия демонстрируют самые высокие показатели в области уверенной реализации отложенного спроса. Сравнивая эти результаты с расчетами объема отложенного спроса на Рисунке 4, можно увидеть, что рост ВВП за счет отложенного потребления будет значительным в Испании (1,6% ВВП), Бельгии (1,3%) и Франции (1,2%).
Рис. 8.  Таблица оценок возможности удовлетворить отложенный спрос (зеленый цвет – благоприятная оценка, красный цвет – неблагоприятная оценка). Источники:
различные источники, Euler Hermes, Allianz Research
Рис. 9.  Отложенный спрос в уязвимых секторах, который перейдет в реальное потребление в 2021 году (% ВВП). Источники:
различные источники, Euler Hermes, Allianz Research